Новости

21.04.2017
Заседание совета по улучшению инвестиционного климата

Представители Тюменского регионального отделения «Деловой России» приняли участие в заседании Совета по улучшению инвестиционного климата.

Собравшимся в Большом зале областного правительства губернатор напомнил о том, что в Тюменской области эта работа ведется в рамках дорожных карт по 12 целевым моделям, они затрагивают полномочия федеральных органов региональных структур и муниципалитетов с целью успешного взаимодействия с бизнесом.

Модели, созданные в результате серьезных дискуссий на основе лучших региональных практик, были приняты по итогам совместного заседания Консультативной комиссии и президиума Государственного совета, который в ноябре прошлого года провел в Ярославле Президент РФ. В течение 2017 года каждую целевую модель нужно внедрить в реальный процесс.

«Это не абстракция, эти целевые модели подтверждены реально достигнутыми результатами в конкретных субъектах. Мы все находимся в едином нормативном поле. И если кто-то действует лучше, нужно в полной мере использовать этот опыт, исправлять собственные ошибки и недоработки. Считаю, практически все показатели реально достижимы. Надо просто очень хорошо постараться», – сказал Якушев.

Информацию о работе по целевым моделям и улучшению показателей национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Тюменской области докладывал заместитель губернатора Вадим Шумков. На мониторах замелькал калейдоскоп громоздких таблиц, их невозможно было не то что успеть осмыслить, а зачастую просто разглядеть. Из выступления следовало, что мы находимся если не в первой пятерке, то уж в десятке – точно. Шумков оговорился: был один показатель – количество выданных патентов, – который серьезным образом портил картину и уводил регион в глубины национального рейтинга, но его отменили.

Руководитель представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Уральском федеральном округе Даниил Мазуровский, отпустив пару комплиментов в адрес региона, рассказал о «магазине верных решений» «Магазин» – только название, понравившиеся практики с сайта АСИ можно брать даром». Они уже где-то апробированы и дали хорошие результаты. Всего сейчас есть 25 практик, их донорами выступили 18 регионов. Перечень практик, по словам Мазуровского, не закрыт.

Бизнес-омбудсмен Тюменской области, председатель Тюменского регионального отделения «Деловой России», Лариса Невидайло, что называется, вдохнула в повестку жизнь.

«Одна из целей нашего совета – оперативное разрешение самых острых предпринимательских вопросов. Но в этот раз я даже не смогла выбрать, какой именно вопрос сейчас требует решения прежде других. Потому что за последние несколько лет на федеральном уровне был принят ряд решений, которые привели к ухудшениям условий ведения предпринимательской деятельности и повышению фискальной и иной нагрузки», – заявила Невидайло.

Эмоциональный пыл подтверждался жесткой конкретикой. Сначала в стране прошло увеличение страховых взносов до 34 процентов. С этого момента начался массовый переход малого и микробизнеса в тень, особенно в части зарплат. Итог инициативы: минус 5 000 ИП только в Тюменской области.

Вводится аттестация рабочих мест. Причем оплата производится не за реальное улучшение условий для сотрудников, а за бумагу с печатью в пользу аккредитованной компании!

2014 год – рост процентных ставок. Кредиты получать удается лишь предприятиям, имеющим давнюю кредитную историю, обеспеченность активами и оборотом, что точно не относится к подавляющему большинству субъектов малого бизнеса, включая 100% начинающих предпринимателей. При этом ряд крупных госбанков открыто заявляет: малый и средний бизнес – это головная боль.

Теперь основная тема: на всю страну заявлено о моратории на повышение налогов. «Но, если честно, ни одного радостного лица в связи с этим я не видела! Говорили: не этим, так другим доберут. Так и случилось». Государство встало на путь тотального контроля за товарными и денежными потоками. Внедряется система «Платон».

Одновременно идет переоценка кадастровой стоимости, во многих случаях это привело к росту арендной платы и увеличению земельного налога. Можно, конечно, кадастровую стоимость оспорить. Но стоит эта процедура как минимум 40 000 рублей. То есть за чужие ошибки и неточности предприниматель вынужден платить кровно заработанные.

А еще мы помним утилизационный сбор для производителей самоходной техники в размере, превышающем цену этой самой техники…

В 2016 году на предприятия, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, было распространено требование о применении ЕГАИС. Стоимость внедрения начиналась от 20 тыс. рублей. Новшество коснулось почти четырех тыс. субъектов предпринимательства региона.

2017 год ознаменовался введением онлайн-касс. По оценке ФНС, это решение коснется порядка 16 тыс. субъектов малого предпринимательства. Стоимость оборудования порядка 23 тыс. руб. Но у предпринимателей свои цифры, у них есть счета на оплату, которые выставляют продавцы онлайн- касс. По этим счетам цена самого аппарата от 20 до 60 тыс. рублей, в зависимости от вида предпринимательской деятельности и ее масштабов. Однако на этом затраты не заканчиваются. Нужны не только аппарат, но и программа (1С бухгалтерия соответствующей версии), сканер, чек-принтер, в ряде случаев еще и компьютер. Плюс заключение договора с оператором фискальных данных (3000 рублей), а также сопутствующие услуги, которые продавцы онлайн-касс пытаются навязать – это регистрация кассы, личный кабинет, настройка, техобслуживание, обучение персонала. В итоге, реальные затраты предпринимателей в разы выше, чем озвученные.

При этом в очередной раз миллиарды рублей, изымаемые из делового оборота, уйдут не на инвестиции, не на создание новых рабочих мест, а на удовлетворение требований далеко не первоочередной важности в сегодняшней ситуации, подчеркнула докладчица. Такой вот подход.

По результатам опроса предпринимателей, максимальное негативное влияние на развитие бизнеса в Тюменской области оказывают субъекты естественных монополий. Средний размер понесенных от взаимодействия с ними убытков оценен в сумму до 100 тыс. рублей.

«Мы же занимались естественными монополиями, – заметил Якушев, – выходит, сходили по кругу».

С монополиями, надо полагать, дело как-то утрясут, как утрясли с МЧС. Еще пару лет назад ни одно совещание не обходилось без претензий к пожарным. Теперь вопрос снят, «и пожаров не стало больше». Сейчас лидером по размеру предпринимательских убытков стала налоговая служба. Общение предпринимателей с налоговиками оценивается средним показателем свыше 10 млн рублей. И этому есть разумное объяснение: кратно выросла активность территориальных управлений ФНС.

Так, многие предприниматели получили с начала года требования о доплате налогов и страховых взносов в связи с внезапно выявленной недоимкой и пенями после передачи сведений из внебюджетных фондов в налоговые органы за трехлетний период. Понятно, что индивидуальному предпринимателю, который имеет торговое место на рынке, внезапно получить требование на полмиллиона рублей с блокировкой счета сродни закрытию в одночасье. Страдает и средний бизнес.

«Давление усиливается, мы живем в страхе! При большом желании проверяющие всегда могут отобрать компанию!» – заявил директор риэлтерской компании «Этажи» Ильдар Хусаинов. И произнес бурную речь, суть которой сводится к тому, что в таких условиях инвестировать в территорию нет смысла. Компания посматривает на другие территории, а то и на другие страны. В частности, на Казахстан.

«В регионе есть предприятия, которые голосуют ногами. Они перерегистрируются в других местах – в Москве, Республике Крым, ХМАО, Кургане, думая, что там будет легче», – подтвердил управляющий ВТБ 24 в Тюменской области Гариф Ромашкин.

Руководитель УФНС России по Тюменской области Тамара Зыкова попыталась охладить пыл: «всплеска предпринимательской активности и на других территориях нет – мы отслеживаем» и пояснила: налоговая закрывала уже недействующие предприятия, где в течение года не было движения по счетам.

По всей видимости, дело не в Зыковой, Тамара Александровна – человек контактный. В памяти предпринимательского сообщества крепко застрял ролик, недавно показанный по ТВ, где глава налоговой службы РФ Михаил Мишустин докладывает президенту о достижениях. Промышленники расценили ролик как карт-бланш.

Обсуждение идет в основном в кулуарах. «Если не станут налоговики сдирать три шкуры, то, возможно, и будет толк. А если будет по-прежнему, то какие-то предприятия сократят объемы, а какие-то и вовсе разорятся», – об инвестиционной привлекательности в таких условиях говорить не приходится.

«В ближайшее время жду накат», – делится генеральный директор Тюменского аккумуляторного завода Александр Кореляков. По его мнению, налоговая система нуждается в реорганизации. Абсолютное большинство споров возникает по налогу на добавленную стоимость (НДС), который в определенных кругах называют «воровским», поскольку в нем присутствует система возмещения и зачетов, а это порождает воровство.

Громадное количество работников, как на предприятиях, так и в налоговых органах, занимаются исключительно расчетами и вычетами. Постоянно придумываются методы (весьма затратные) администрирования и контроля начисления и возврата НДС. «Если в налоге ликвидировать возмещение, зачеты и вычеты, при этом уменьшив его до 12%, то воровать, по большому счету, будет нечего. И вся бурная деятельность отпадет сама собой».

В России, при сложившемся менталитете предпринимателей и бизнесменов, налоговая система должна быть «очень простой, понятной и включать только налоги прямого действия». «Тот, кто ратует за сохранение НДС в сегодняшнем виде, видимо, имеет личный интерес».

Беспокойство, что всякие изменения в налоговые правила внесет нестабильность в налоговую систему, по мнению промышленников, выглядит неубедительно. О какой «стабильности» может идти речь, если с 2014 года уже сотнями исчисляются поправки в Налоговый кодекс РФ?

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ

Цифровая платформа МСП.РФ
Заказать мероприятие